Автодром Монца (итал. Autodromo Nazionale di Monza) — гоночная трасса возле города Монца в Италии, к северу от Милана. История этой гоночной трассы — одна из самых богатых в мире.
Автодром состоит из трёх трасс: главная (Гран-при) длиной 5,793 км, «младшая» (Junior) трасса длиной 2,405 км и заброшенный высокоскоростной овал длиной 4,25 км. Наиболее интересные повороты главной трассы — это Curva di Lesmo, Curva Parabolica, и Variante Ascari (названный в память о погибшем именно здесь в 1955 году во время тестов для Ferrari Альберто Аскари). Первый большой поворот Curva Grande расположен позади шиканы и в нынешней конфигурации сложности для гонщиков не представляет.
Трасса наиболее известна проведением Гран-при Италии Формулы-1 и примечательна тем, что пилоты проходят её на полном газу на большей части круга из-за его длинных прямых участков. Считается, что эта достаточно прямая трасса с маленькими перепадами высоты испытывает в большей степени мощность двигателей, нежели мастерство водителей.
История
В 1921 году близ Брешии был проведен первый Гран-при Италии. Его успех заставил задуматься о стационарной трассе для проведения подобных гонок; за дело взялся Автомобильный клуб Милана, приурочив постройку к своему 25-летию. Его глава Артуро Мерцанти выбрал для постройки трассы парк в пригороде Милана Монце, а проектирование было поручено инженерам Альфредо Росселли и Пьеро Пуричелли. Согласно первоначальному плану, трасса имела длину 14 км и представляла из себя два параллельно расположенных неправильных овала разных размеров с одним наклонным виражом. 26 февраля 1922 года лучшие итальянские гонщики того времени, Винченцо Лянча и Феличе Наццаро, торжественно вынули лопатами первые куски дерна, и стройка началась. Но продолжалась она всего два дня: Министерство культуры Италии потребовало прекратить работы по причине «художественной, архитектурной и ландшафтной ценности парка». В конце концов чиновники согласились на постройку трассы, но потребовали полностью изменить проект, чтобы минимизировать вырубку деревьев и использовать уже существующие дорожки парка. Легенда гласит, что эту нетривиальную задачу Росселли решил, случайно положив рядом чертеж одного из рабочих вариантов и схему Индианаполиса.
Трасса была построена в рекордно короткий срок с мая по июль 1922 года при участии 3500 рабочих. Автоклуб Милана создал организацию Società Incremento Automobilismo e Sport (SISA) для эксплуатации автодрома. Площадь составляла 3.4 км², длина - 10 км щебёночного покрытия. Автодром состоял из двух частей: кольца (4,5 км) и прямой (5,5 км). 28 июля 1922 года Феличе Наццаро и Пьетро Бордино впервые выехали на полотно, а первая гонка (в классе вуатюретт) была проведена 3 сентября 1922 года. На тот момент это был третий постоянный автодром в мире, после Бруклэндса и Индианаполиса. 10 сентября 1922 года на нём прошёл второй в истории Гран-при Италии, который посетило более 150 тысяч зрителей.
Уже через несколько лет стало очевидным, что архитекторы трассы оказались недальновидны: в своих расчетах они опирались на максимальные скорости около 200 км/ч, но уже к середине 1920-х этот рубеж остался позади, и наклонные виражи трассы не позволяли проходить их на полной скорости. Недостаточный наклон виражей и отсутствие мер безопасности стали причиной нескольких серьезных инцидентов. На Гран-при Италии 1928 года произошёл один из самых трагических инцидентов за всю историю автоспорта, закончившийся смертью гонщика Эмилио Матерасси и 27 зрителей. До 1932 года последующие гонки Гран-при были ограничены высокоскоростным овалом. Гран-При Италии 1933 года известен под именем "Черного уик-энда": тогда три пилота погибли в одном и том же месте, в южном наклонном вираже - считается, что это произошло из-за масла, вытекающего из машины графа Тросси. Несколько последующих гонок были проведены на комбинированной трассе, включающей дорожную часть с тремя шиканами на месте современных, и южного виража с двумя шиканами (эту конфигурацию предложил президент комитета по автоспорту Винченцо Флорио, поэтому она носит его имя).
В 1938—39 гг. произошла крупная перестройка, были возведены новые трибуны и входы, заново положено покрытие. Старые виражи были разрушены, также были перемещены отдельные части трассы и добавлено два новых поворота. В результате трасса Гран-при получила длину 6,3 км, которая сохранялась до 1954 года. До войны новая конфигурация трассы так и не была использована, а во время нее трек использовался для различных нужд: хранения военной техники, размещения зоопарка, архивов и учреждений. Милан, как крупный промышленный и военный центр, подвергался интенсивным ковровым бомбардировкам. Кроме того, 14 мая 1945 года союзными войсками в Королевском парке был проведен парад Победы, в ходе которого по асфальту автодрома прошла вся бронетехника и артиллерия одной из бронетанковых дивизий, сильно повредившая полотно. Однако после войны за 2 месяца автодром был обновлен, а 17 октября 1948 года был проведён очередной Гран-при.
Овал
В 1955 году начались работы по полной перестройке трассы, результатом которых стала трасса длиной 5,75 км и высокоскоростной овал длиной 4,25 км с профилированными поворотами (итал. sopraelevata). Эти две трассы могли быть скомбинированы для создания одной длинной 10-километровой трассы, где машины на главной прямой едут параллельно. Также была усовершенствована и инфраструктура автодрома.
Гран-при возвращалось на этот высокоскоростной овал в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах. Во время последней гонки произошёл серьёзный несчастный случай, когда Вольфганг фон Трипс и 11 зрителей погибли возле поворота «Параболика». Несмотря на тот факт, что не профилированные повороты послужили причиной этой катастрофы, гонки Формулы-1 больше на овале никогда не проводились (за исключением съёмок фильма «Большой приз» в 1966 году). После аварии быстро были добавлены новые рельсы безопасности и ограждения, боксы были отодвинуты дальше от непосредственно дорожного полотна. В 1965 году к поворотам были добавлены полосы безопасности после смертельного случая в гонке спортпрототипов «1000 километров Монцы». До возвращения гонок Гран-при в 1966 году конфигурация трассы не менялась, а в 1966 году к поворотам были добавлены несколько шикан. Последняя гонка «1000 километров Монцы» проводилась на трассе в 1969 году. Несмотря на то, что овал АФУС в Берлине был уничтожен в 1967 году, кольцо Pista di Alta Velocità всё ещё существует, хотя и в очень плохом состоянии. Проводится сбор подписей под петицией для предотвращения его обветшания или даже разрушения.
Изменения
С 1966 года постоянными аттракционами в Монце были как автогонки, так и мотогонки Гран-при, но с ростом скоростей трасса была «замедлена» в 1972 году двумя шиканами. Мотоциклы Гран-при продолжали пользоваться исходной трассой до тех пор, пока две гонки не стали результатом пяти смертей в 1973 году (среди погибших были Ренцо Пазолини и Ярно Сааринен). Мотогонки не возвращались в Монцу до 1981 года. В 1972 году шиканы были признаны недостаточно эффективными для замедления машин и одна из них была переделана в 1974 году, другая — в 1976 году, а также в том же году была добавлена третья, с расширенной полосой безопасности. Круг гонки Гран-при тогда стал составлять 5,8 км.
Поскольку развитие технологий позволяло автомобилям развивать все большую скорость, трасса в очередной раз была изменёна в 1979 году добавлением бордюров, расширенных полос безопасности и улучшенных барьеров из отработанных покрышек; инфраструктура также была усовершенствована. Эти изменения поощрили возвращение чемпионата мира по мотоспорту в 1981 году, но дальнейшие работы по безопасности продолжались в течение всех 80-х годов. Также в 80-х были либо перестроены, либо улучшены подиум, паддок, комплекс боксов и трибуны.
После гибели Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино в 1994 году, в течение 1994—95 годов три главных поворота были «ужаты» c тем, чтобы разместить широкие гравийные ловушки, что привело к укорачиванию трассы до 5,77 км. В 1997 году трибуны были перестроены, что позволило им расширить свою вместимость до 51 000 зрителей.
В 2000 году шиканы в конце главной прямой были изменены: вместо двух шикан «поворот влево — поворот вправо» появилась одиночная «поворот вправо — поворот влево» для того, чтобы уменьшить частые происшествия после старта на торможении. Также была модифицирована и вторая шикана. В Гран-при Формулы-1 того же года, в котором впервые использовались эти шиканы, после большого столкновения во второй шикане отлетевшими обломками был убит маршал.
Длина трассы в текущей конфигурации составляет 5,793 км.
Также отмечу еще одно трагическое событие, которое произошло 5 сентября 1970 года, вчера исполнился 41 год, как не стало Ёхана Риндта, который погиб во время свободных заездов гран-при Италии. Тем не менее этот 28 летний пилот смог стать чемпионом посмертно.
Факты
Латвийская группа Brainstorm написала песню «Монца», посвящённую гран-при Формулы-1 на данной трассе.
Конфигурация 1922-1933 годов
Florio circuit 1935-1937 года
14 мая 1945, САУ М10 и танки Шерман на стартовой прямой Монцы.
Гонка 1925 года
Бэнкинг The Pista di Alta Velocità
Город: Монца
Название автодрома: Autodromo di Monza
Число кругов в гонке: 53
Длина круга: 5 км 793 м
Гоночная дистанция: 306 км 720 м
Максимальная скорость: 340 км/ч
Рекорд круга: 1:19,525 Х.-П. Монтойя 2004 Вильямс-БМВ
Гран-при Италии (итал. Gran Premio d'Italia) — один из старейших этапов чемпионата Мира по автогонкам в классе Формула-1. Проводится с первого сезона 1950 года по сегодняшний день, каждый сезон (наряду с Гран-при Великобритании). Все гонки проходили на автодроме Монца, кроме Гран-при Италии 1980 года, прошедшего в Имоле.
Первый Гран-при Италии прошел 4 сентября 1921 года в городе Брешиа. Однако, в 1922 году был построен автодром Монца, и с этого года национальный итальянский Гран-при ассоциируется именно с этой трассой.
C 1931 по 1939 год Гран-при Италии входил в пред-военный чемпионат Европы. В 1950 году, когда стартовал первый официальный сезон в гонках Формулы-1, именно на Гран-при Италии, завершающем тот чемпионат, определился первый чемпион мира. С этого года итальянский Гран-при присутствует в кадендаре всех чемпионатах Формулы-1 (так же, как и Гран-при Великобритании, открывавшем первый сезон).
Здесь 5 раз побеждал М. Шумахер, 3 раза Р. Баррикелло, 2 раза Ф. Алонсо, а также 19 раз пилоты Феррари, 9 раз МакЛарена, 6 Вильямса, 5 Лотуса, 4 раза пилоты Мерседез-Бенц и дважды Рено.
Последний раз пилот, побеждавший в Монце становился чемпионом в 2003 году.
FIA
Цитата:
FIA планирует организовать две зоны DRS на Гран-при Италии в Монце
Международная автомобильная федерация (FIA) планирует организовать две зоны доля использования DRS в Монце во время Гран-при Италии, сообщает в своём блоге журналист Адам Купер.
При этом, в отличие от Монреале, где две зоны следовали одна за другой, в Монце отрезки будут независимыми друг от друга. Одна расположится на главной прямой, а другая – между вторым "Лесмо" и "Аскари".
28 августа 2011 года, воскресенье. 12:51
Источник:
"Чемпионат.com"
Цитата:
В Монце будет две независимых зоны активации DRS
На гонку Гран-при Италии Формулы-1, которая состоится 11 сентября в Монце, FIA определила две независимых зоны для активирования DRS. Отметим, что две зоны DRS были также определены в Канаде и Валенсии, однако из-за сложности работы с системой в этих Гран-при была определена лишь одна точка активации DRS.
В Монце впервые в этом сезоне будут две независимые зоны, на каждой из которых пилоты получат возможность активировать систему, находясь менее чем в секунде от преследуемого соперника.
Согласно информации Globo Esporte, первая зона DRS будет располагаться на прямой возле боксов, а вторая — на длинном отрезке перед шиканой Ascari.
30 августа 2011 года, вторник. 12:48
Источник:
"Чемпионат.com"
Pirelli
Цитата:
"Пирелли": разница между "софтом" и "медиумом" будет порядка секунды
Руководитель автоспортивного подразделения "Пирелли" Пол Хембри прокомментировал предстоящий Гран-при Италии, который пройдёт в Монце с 9 по 11 сентября.
"Очевидно, что гонка в Монце очень важна для нас как с технической, так и с корпоративной точки зрения. Мы все с нетерпением ждём домашнего этапа. Чемпионат подходит к своей ключевой фазе. На таком скоростном автодроме, как в Монце, шинная стратегия будет очень важна, ведь отыграть потерянное в боксах время будет слишком трудно.
Мы ожидаем, что разница между "софтом" и "медиумом" составит примерно секунду на круге. В то же время точная информация будет лишь тогда, когда начнутся тренировки. Адаптивность шин будет важным элементом, потому что резине придётся сталкиваться со многими различными условиями по ходу уик-энда. Это большой вызов, но мы с нетерпением ждём возможности показать наилучшие итальянские технологии на родной земле", — цитирует Хембри пресс-релиз команды.
5 сентября 2011 года, понедельник. 20:28
Источник:
"Чемпионат.com"
В пятницу судя по всему 1 практика не будет идти по спорт 1 в прямом эфире из-за игры регби, но ее потом покажут в 14-15 и далее без перерыва вторую, по России 2 все в прямом эфире, 3 практика не будет идти по России 2, а по Спорт 1 квалификация начнется в 15-45, в воскресенье в 13-05 повторят по России 2 передачу "Гран-при", по спорт 1 трансляция гонки начнется в 15-30
источники
wiki, f1, f1news, gp-smak, Ч
Здесь можно почитать о путшествии на гран-при Италии в 2010 году нашего форумчанина mimoladoff, получился отличный отчет с классными фотками.
Последний раз редактировалось Siberian; 07.09.2011 в 16:11.
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Siberian за это полезное сообщение: